Главная страница сайта "Знаменитые потомки Рюрика"
 

Другие знаменитые люди -- потомки князя Рюрика:

[Россия] [Политические деятели разных стран] [Президенты США] [Премьер-министры Великобритании] [Папы Римские и антипапы] [Современные монархи] [Писатели] [Актёры] [Люди искусства и культуры. Известные исторические фигуры]


Елена Петровна Блаватская
1831-1891

Русская писательница и теософ. Путешествовала по Тибету и Индии. Под влиянием индийской философии основала в 1875 году в Нью-Йорке Теософское общество.
Ее мать занималась литературным трудом - довольно редкая для женщины профессия в середине прошлого века. Читающей публике она была известна под псевдонимом Елизавета Р-ва. Ее называли русской Жорж Санд. Когда Лене исполнилось одиннадцать, ее двадцативосьмилетняя мать умерла. С тех пор девочку стали преследовать "голоса" и с ней начали случаться странные необъяснимые происшествия.
В восемнадцать лет она вышла замуж за пожилого непривлекательного господина Блаватского. Поговаривали, что она сама сделала ему предложение, а следующие три месяца после свадьбы отбивалась от мужа, который требовал от нее выполнения супружеских обязанностей.
Второй период жизни Блаватской известен мало. По официальной версии, почерпнутой из ее биографии, изданной в России в1997 году, Блаватская путешествовала: из Константинополя поехала в Египет, потом в Афины. Объездила Малую Азию и Северную Африку, изучала языки, общалась с бедуинами и африканскими колдунами. В 1851 году она встретила Махатму Мориа, главу эзотерической философской школы Белое братство, которая базировалась в монастырях Тибета. Все последующие годы Махатма посылал Елене Петровне таинственные послания - письма в маленьких конвертиках, которые падали буквально с потолка, то есть материализовались прямо на глазах у изумленных поклонников Блаватской.
Но есть и другая, семейная версия, которую изложил ее двоюродный брат Сергей Витте. Елена, сбежав от мужа, поступила в Константинополе в цирк, вышла замуж второй раз за оперного певца Миштровича, занялась спиритизмом, давала фортепьянные концерты в Париже и даже родила сына Юрия. По слухам, ребенок умер в младенчестве. Конечно, Елена Петровна решительно отрицала столь неприятные для нее факты и даже собиралась в последние годы жизни подать в суд на газету "Сан", опубликовавшую эти сведения, доказательства того, что она девственница.
Последние 18 лет жизни Блаватская была на виду, и об этом периоде осталось множество свидетельств. Кроме того, в это время она написала все свои основные работы, в которых изложила сущность своей доктрины. Блаватская исходила из того положения, что человечество, достигнув современной цивилизации, утеряло Мудрость своего детства, оно осиротело, когда Великие Посвященные, дав возможность человеку самостоятельно развиваться, перестали направлять его развитие. Однако всякому понятно, что разум земной мало преуспел в разумном устройстве жизни и он по-прежнему нуждается в советчиках. Вот поэтому время от времени Учителя и посылают в мир с определенной просветительской миссией своих посредников. Блаватская считала себя наделенной этими полномочиями, миссионером, способным принести людям свет эзотерической истины, которая откроет человечеству подлинные его возможности, прежде всего психологические. Елена Петровна неоднократно подчеркивала, что пером ее водит некая мудрая сила, что жизнь и смерть ее не зависят от ее желания. Когда она заболевала, к ней всегда приходило чудесное и скорое исцеление. Последнее третье выздоровление было особенно необыкновенным. Два доктора нашли ее положение безнадежным и только удивлялись, как она еще до сих пор жива с такими тяжелыми недугами. Ночью у нее началась агония, но когда появились первые солнечные лучи, утомленные сиделки увидели, что на кровати сидела спокойная, бодрая Елена Петровна. На вопрос, что же с ней случилось ночью, она ответила: "Учитель был здесь. Он предложил мне на выбор или умереть и освободиться, если я того хочу, или жить еще и кончить "Тайную доктрину". Он сказал мне, как тяжелы будут мои страдания и какое трудное время предстоит мне. Но когда я думала о тех людях, которым мне разрешено передать мои знания... я решилась пожертвовать собой". Удивление докторов было неописуемым.
В 1875 году Блаватская вместе со своими сторонниками основала Теософское общество, задачей которого стало преодоление конфликтов современной цивилизации: между материальностью и духовностью человека, между религией и наукой.
Конечно, вокруг имени Блаватской кипели нешуточные страсти. В 1884 году разразился скандал. Ее верные слуги, супруги Куломб, опубликовали письма Блаватской, в которых она подробно излагала, каким образом производить "феномены". Это были инструкции, кому и как подложить записочку, когда постучать по стене. Выяснилось, что являвшиеся на заседание Теософического общества бестелесные образы гималайских мудрецов всего лишь - куклы, сшитые из кисеи.
Елена Петровна заявила, что претензии Куломбов, которые оказались хитрее самой хозяйки и хотели, по-видимому, выманить немного деньжат - грубый шантаж.
Лондонское общество психических исследований командировало в Индию своего эксперта Р. Горджонса провести специальное расследование. Он пробыл в Индии три месяца и привез в Европу неоспоримые доказательства мошенничества Блаватской. Опубликованные письма Елены Петровны даже страстных ее поклонников поразили откровенным цинизмом.
Специалисты Лондонского общества психических исследований объявили Елену Петровну "одной из наиболее совершенных, остроумных и интересных обманщиц эпохи". Наверное, ее с полным правом можно назвать Калиостро в юбке. Блаватская открыла путь на Запад буддизму и медитации, кришнаитам и йогам, учениям о карме и инкарнации. Теософические идеи повлияли на творчество Г. Малера, Я. Сибелиуса, А. Скрябина, В. Кандинского, П. Гогена. "Американцы должны быть благодарны мадам Блаватской уже за то, - писал в 1970 году Курт Воннегут, - что она поделилась с ними мудростью Востока, без которой они до сих пор не могут обойтись. Если она эту мудрость неправильно поняла или приукрасила отсебятиной, то все равно вреда от ее учения не больше, чем от любого другого".
Повлияла деятельность Блаватской и на национально-освободительное движение в Индии. Махатма Ганди благоговейно говорил, что был бы счастлив коснуться края платья госпожи Блаватской.
Она скончалась, по легенде, за рабочим столом, как истинный воин духа, на посту. Тело ее было сожжено, а пепел разделен на три части: одна часть хранится в Адьяре, другая - в Нью-Йорке, третья оставлена в Лондоне. А день ее поминовения поклонники Елены Петровны во всем мире называют Днем Белого Лотоса.

Родственная связь:

Рюрик, князь Новгородский
|
Игорь Рюрикович +945
|
Святослав I Игоревич, великий Киевский 942-972
|
Владимир I, великий князь Киевский +1015
|
Ярослав I Мудрый, великий князь Киевский 978-1054
|
Святослав II, великий князь Киевский 1027-1076
|
Олег Гориславич, князь Черниговский +1115
|
Всеволод II, великий князь Киевский +1146
|
Святослав III, великий князь Киевский +1194
|
Всеволод III Чермный, князь Киевский +1215
|
Михаил II, князь Черниговский 1179-1246
|
Юрий, князь Торусский и Оболенский
|
Константин, князь Оболенский
|
Иван, князь Оболенский
|
Константин, князь Оболенский
|
Андрей, князь Оболенский
|
Иван Долгорукий, князь Оболенский
|
Владимир Иванович Долгоруков
|
Семён Владимирович Долгоруков
|
Андрей Семёнович Долгоруков
|
Иван Андреевич Шибан Долгоруков +1590
|
Фёдор Иванович Долгоруков
|
Фёдор Фёдорович Долгоруков +1664
|
Григорий Фёдорович Долгоруков 1657-1723
|
Сергей Григорьевич Долгоруков +1739
|
Василий Сергеевич Долгоруков +1803
|
Павел Васильевич Долгоруков 1755-1837
|
Елена Павловна Долгорукова
1788-1860
|
Елена Андреевна Ган
1814-1842
|
Елена Петровна Блаватская
1831-1891